Учебная деятельность

В 2019/20 учебном году выпускники напишут итоговые сочинения:

  • 4 декабря 2019 года;
  • 5 февраля 2020 года;
  • 6 мая 2020 года.

Подробнее о том, как будет проходить итоговое сочинение в 2019/20 году, читайте в рекомендации.

Чтобы подготовить выпускников к итоговому сочинению, объясните им требования и критерии оценки. Проверят сочинения члены экспертных комиссий. Перед проверкой по критериям члены комиссий оценят объем и самостоятельность написания работы – это два основных требования, которые предъявляют к сочинениям. Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то за сочинение ученик получит «незачет».

Если сочинение соответствует обоим требованиям, эксперты оценивают его по пяти критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация и привлечение литературного материала;
  • композиция и логика рассуждения;
  • качество письменной речи;
  • грамотность.

Критерии 1 и 2 – основные. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то «незачет» выставят и за все сочинение. Чтобы получить «зачет» за работу, ученик должен получить «зачет» по критериям 1 и 2 и еще минимум по одному из критериев 3–5.

Требование 1. Объем итогового сочинения

Минимальный объем итогового сочинения – 250 слов. Эксперты посчитают все слова, в том числе и служебные. Сочинения, в которых менее 250 слов, проверять не будут. Ученик, который предоставит такую работу, получит «незачет» и за требование 1, и за все сочинение.

Рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов, верхней границы нет. Ориентируйте старшеклассников на объем сочинения в 350–400 слов.

Требование 2. Самостоятельность написания сочинения

Второе требование к итоговому сочинению – самостоятельное написание. Эксперты проверят, не списывал ли ученик, не подменил ли цитатами из произведений и критики собственные мысли. В сочинении допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Максимальный объем цитирования в сочинении не должен превышать объема собственного текста школьника. Если эксперты обнаружат в работе плагиат или чрезмерное прямое цитирование, «незачет» будет выставлен и за требование 2, и за все сочинение.

Предостерегите старшеклассников от списывания. Проконтролируйте, чтобы учителя-словесники включили в список тем для повторения перед сочинением тему «Включение чужой речи в текст».

Критерий 1. Соответствие теме

По этому критерию эксперты оценят содержание сочинения. Ученик должен рассуждать на конкретную тему, а не по направлению в общем, выбрать путь раскрытия темы.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:

  • в работе нет коммуникативного замысла, то есть непонятно, какую позицию по вопросу занял ученик;
  • сочинение не соответствует теме.

В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Эксперты оценят, умеет ли выпускник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свое мнение. В сочинении ученик должен использовать не менее одного литературного произведения. Степень глубины анализа произведения автор сочинения выбирает самостоятельно.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если выпускник:

  • не использовал для аргументации литературный материал;
  • существенно исказил содержание произведения, которое использовал для аргументации;
  • упомянул литературное произведение, но не выстроил на его основе аргумент.

В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения

По этому критерию эксперты проверят, умеет ли выпускник логично выстраивать рассуждение на заданную тему, понимает ли, как правильно выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:

  • в сочинении нет тезисно-доказательной части;
  • смысл сказанного нельзя понять из-за грубых логических ошибок.

В остальных случаях – «зачет».

Критерий 4. Качество письменной речи

Эксперты оценят речевое оформление сочинения. Выпускник должен уметь использовать для выражения своих мыслей разнообразную лексику, грамматически правильно строить высказывания, уместно и правильно употреблять термины.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если низкое качество речи мешает понять смысл сказанного. В остальных случаях – «зачет».

Критерий 5. Грамотность

По этому критерию эксперты оценят грамотность выпускника. «Незачет» поставят, если на 100 слов сочинения приходится в сумме более 5 грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. В остальных случаях – «зачет».

Ситуация: можно ли использовать в качестве литературного материала произведения не из школьной программы

Считаете ли Вы, что введение ограничений на использование мобильных телефонов в школе требует широкого обсуждения

 
 
Опрос проводится центром общественного мнения

Карта сайтаЗаметили ошибку?